Резилиентность – способность противостоять превратностям судьбы
Вальдорфскую педагогику часто обвиняют в том, что дети, мол, вырастают неприспособленными к обычной жизни. Поэтому сегодня мы решили поговорить о резилиентности.
Понятие «резилиентность» является одним из ключевых в вальдорфской педагогике. Этот термин буквально означает «гибкость, упругость, устойчивость к внешним воздействиям».
Что же под этим понимается? В распоряжении личности находятся ресурсы для противостояния тем проблемам, с которыми он сталкивается в течение жизни, для борьбы с превратностями судьбы, которую человек понимает как своего рода вызов. Суть резилиентности — жизнеспособность, чувство жизни, она невозможна без уверенности в себе. Чем больше препятствий мы преодолеваем, тем выше эта уверенность, тем интенсивнее мы развиваемся.
Для развития резилиентности необходимы непосредственные отношения с близкими людьми. Ребенок смотрит на своих родных, которые своим примером показывают ему, как можно противостоять внешним обстоятельствам, что не следует им покоряться. Ребенок, видя их поступки, учится тому, что с обстоятельствами можно справиться, можно их принять и извлечь из них урок. Именно такие действия взрослых способствуют формированию у ребенка уверенности в том, что с трудностями можно справиться. Благодаря таким переживаниям выстраивается позитивное отношение к жизни, крепнет жизнелюбие, что, в свою очередь, дает силы принять новый вызов, ответить на него и снова сделать шаг вперед в своем развитии.
Таким образом, резилиентность – это ключ к развитию в человеке готовности самосовершенствоваться и внутренне расти в течение всей жизни. И формируется она не интеллектуальным путем, а через чувства и силу воли. И раннее детство, период развития до 7 лет является решающим этапом для формирования этого качества.
По материалам книги Райнера Патцлаффа «Лейтмотивы вальдорфской педагогики».