Вальдорфская педагогика известна миру уже 100 лет, и имя ее основателя — немецкого ученого Рудольфа Штайнера (1861-1925) по праву стоит в одном ряду с именами его гениальных современников Д. Дьюи, С. Френе, М. Монтессори, А. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинского…
Чем же замечательна педагогика Штайнера, и почему вальдорфские детские сады и школы не только популярны по сей день, но и существуют во многих странах мира?
Пожалуй, немаловажным является сам факт создания первой вальдорфской школы, которая началась не с инициативы просветителя Штайнера, а с вопроса простых родителей, окружавших его: Возможна ли школа, отвечающая реальным потребностям ребенка?.. В ответ на этот вопрос были прочитаны 3 лекции о педагогике, вдохновившие родителей на первый шаг. Так, 6 сентября 1919 года начались занятия в первой вальдорфской школе, организованной при фабрике «Вальдорф-Астория», и получившей от нее свое название.
В начале ХХ века во всех областях стал продвигаться научный подход, научное мышление и научный взгляд на мир. В соответствии с этим строилась и школьная программа. Штайнер и его последователи, напротив, сделали попытку вернуть детям детство, построив воспитание и обучение на основе целостного взгляда на ребенка. Это значит, что они выстраивали основные принципы воспитания, понимая, что у человека необходимо развивать не только мышление, но и волю, и чувства. Это движение, которое в начале ХХ века в общемировом масштабе получило название реформ-педагогики, в Россию пришло как гуманистическая педагогика. Тогда, на заре века, все новаторские идеи оказались сметены революцией и кровавой диктатурой в России, но жажда педагогики свободы выжила.
В 80-е годы в нашей стране вновь появилась возможность для развития антиавторитарной педагогики. И вальдорфская педагогика получила весьма позитивный и даже восторженный прием: статьи печатались в издания с миллионными тиражами, центральное телевидение давало объемные передачи, курсы западных педагогов безо всякой рекламы собирали большие аудитории, лекции о вальдорфской педагогике звучали в престижных российских залах (в библиотеках, институтах и университетах Москвы и Петербурга). Осенью 1991 года вальдорфской педагогике был дан прием в российском Белом Доме, а вальдорфский симпозиум осенью 1992 года собрал 700 человек в залах Академии общественных наук. Вальдорфская педагогика очаровывала и по сей день покоряет многих педагогов, студентов и родителей своей художественностью, духом свободы и философской глубиной.
Одна из идей вальдорфской педагогики заключается в том, что человек развивается ритмично: важные изменения происходят каждые 7 лет. И каждому семилетию присущ свой неповторимый характер, своя природа. В первые 7 лет идет закладка мироощущения на всю последующую жизнь, и поэтому очень важно дать детям понять, что мир добрый. И пусть на самом деле мир не добрый и не злой, а всякий, но если ребенок разуверится в изначальной его доброте, то чему же тогда нам учить наших детей? Мир добр! За первые 7 лет ребенок должен вынести эту уверенность. Часто родители думают, что ребенок из-за этого не научится реально оценивать мир. Научится… И наоборот, будет сильным и стойким, ведь он будет несмотря ни на что верить в добрые силы бытия.
Для дошкольной педагогики принципиальным является положение о том, что период дошкольного детства – это уникальный период жизни, перед которым стоят особые задачи. Как отметил Жан Поль в своем педагогическом сочинении: «ребенок, который, став взрослым, будет совершать кругосветные путешествия, в раннем детстве успевает научиться от своей кормилицы большему, чем ему предстоит научиться за время всех своих путешествий»…
Объектом воспитания является не только становящийся ум ребенка, но и чувства, и воля. В детском саду не проводятся академические занятия, узконаправленные на интеллектуальное развитие — все воспитание строится как игра, художественная или трудовая деятельность, в которой дети участвуют по собственному желанию. Причем, истинными учителеми ребенка является пример взрослого.
В вальдорфском детском саду абсолютно не возможна ситуация, когда воспитатель кричит на ребенка, делает нечто несправедливое, обидное, злое. Также не используется и такой подход, когда взрослый говорит: «Иди-ка сделай то-то и то-то…». Если мы хотим, чтобы ребенок делал нечто, мы и сами должны этим заниматься, сами должны стараться. Совместная деятельность – это гениальный воспитатель…
Основное воспитательное средство – окружающий ребенка мир, традиции и обычаи конкретного народа и местности. Ребенок получает возможность вживаться в гений культуры родного языка, народных праздников и обычаев, устоев своего народа. Благодаря этому вальдорфские сады и школы нашей многонациональной родины так непохожи друг на друга: все они ищут исторические корни в каждой конкретной местности и народности.
Как ни странно, но получается, что педагогика с неславянским именем «Вальдорф» соединяет русских людей не только непосредственно с близкими людьми через исполненное любовью внимание и совместное действие, с миром через воспитание и заботу о теле, душе и духе, но и с родом и народом через родное слово (сказки, песни, прибаутки), подготовку и участие детей в народных праздниках и забавах (масленица, Пасха, Троица, осенины, Рождество, ярмарки, хороводы, народные детские игры)…
Светлана Смирнова,
кандидат педагогических наук,
мама двоих «вальдорфских» детей.